Родительский дневничок


Хорошо или плохо шлепать детей?
Многих молодых родителей волнует вопрос: можно ли шлепать ребенка? По-моему, не стоит обсуждать его, поскольку вопрос этот несерьезный. Вряд ли найдутся та­кие родители, которые ни разу не прибегли к шлепку. Будучи нормальными людьми, мы порой сходим с ума и теряем терпение, и не дай бог ребенку попасться нам под руку в этот момент. Более законным вопросом будет: является ли трепка - полезным, продуктивным методом воспитания? Нет, не яв­ляется. Это однозначно! Она может облегчить наш гнев и разрядить атмосферу, когда та становится чересчур напря­женной и накаленной, но она не привнесет ничего хорошего в человеческие взаимоотношения и не имеет ничего общего с воспитанием.
Классическим примером негативного результата, кото­рый мы получим, если отлупим ребенка, служит сцена, ко­торую я наблюдала, гуляя с дочерью. Мальчик лет пяти подбежал к ней, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Утешая свою дочь, я увидела, как мать мальчика неистово набросилась на него, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто меньше!» Мне подумалось, что в этой слишком привычной сцене, проис­ходящей между родителями и детьми, логика начисто отсут­ствует. Похоже, что природная склонность родителей — учить на отрицательном примере. Кажется маловероятным, что малыш может понять, что нельзя драться, если на самом деле этим способом пользуются его родители, пытаясь до­казать ему неправоту или добиться от него послушания.
Даже когда мы думаем, что имеет смысл отлупить сына или дочь, мы не добиваемся этим ничего. Например, мы говорим: «Я должен выдрать тебя, чтобы ты запомнил, как опасно перебегать дорогу». Смысл урока заключен в сле­дующем: «Вот я, взрослый, и единственное средство, кото­рым я располагаю, чтобы обучить тебя правилам движе­ния,— это физическое насилие».
Подобное поведение может быть оправдано лишь в том случае, когда взрослый настолько испуган, что он лупит ребенка просто потому, что не может удержаться.
Если же вы ощущаете чувство вины за то, что побили свое дитя, извинитесь перед ним, не бойтесь потерять авто­ритет. В этом случае ребенок простит и поймет вас.
Родители часто недооценивают, насколько важно вовремя сказать ребенку: «Извини». На самом деле это один из луч­ших уроков, который они могут преподать своему сыну или дочери, потому что это означает: «Люди иногда перестают владеть собой. Если это воспитанные, чуткие люди, они ста­раются быть благоразумными, но им не всегда это удается, потому что иметь дело с детьми бывает иногда очень труд­но». Умение попросить прощение у младшего, более слабого, чем ты, это показатель того, что человек должен признавать свои ошибки и не унижать достоинства другого.
Все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках, как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отноше­ниях. В то же время не обязательно посыпать пеплом голову или заниматься самобичеванием, если мы шлепнем ребенка. Дети умеют прощать; они чувствуют, что, когда мы испу­ганы и у нас истощилось терпение, мы на мгновение пере­стаем владеть собой, в этом они не видят угрозы собствен­ному благополучию. Напротив, когда ты, маленький и слабый, поддаешься, власти любого побуждения, с которым порой не можешь совладать, срыв взрослых утешает. Зна­чит, и старшие имеют недостатки.
Отлупив ребенка, вы не научите его благоразумию и сообладанию, но, пока на земле не появился некий му­тант — новый вид сверхчеловека,— нам от шлепков не избавиться.

Материал взят и литературного издания: «Когда ваш ребенок сводит вас с ума», автор: Ле Шан Э.Перевод с английского: Е. В. Бодровой, рецензент: доктор психологических наук В. В. Давыдов.

ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ОДЕЖДЕ ДЕТЕЙ:


Что свидетельствует об ухоженности ребенка:
·         опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
·         умытое лицо;
·         чистые нос, руки, подстриженные ногти;
·         подстриженные и тщательно причесанные волосы;
·         отсутствие налета на зубах;
·         чистое нижнее белье;
·         чистые половые органы;
·         наличие достаточного количества носовых платков.
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
·         не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам - шорты, трусики, колготки; девочкам - колготки, трусики, в теплое время - носки, гольфы);
·         не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама, клеенка);
·         два пакета для хранения чистого и использованного белья;
·         промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог сам себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и одеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для их хранения.
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки, витамины.



ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

 

Прислушаемся к советам своих детей!
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться, что-то делать, даже зная, что это правильно.
14. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
15. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
16. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
17. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
18. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
19. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
20. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.
22. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
24. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
25. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации «а
сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически, и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
25. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.

Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а, не подвергаясь критике.



Как найти общий язык с дошкольником?
Основное правило общения с дошкольниками: помнить, что их мышление конкретно, они мыслят визуальными образами, картинками и живут в пределах конкретных ситуаций. У детей до 8 лет плохо развито абстрактное мышление. Если маленькую девочку попросить посчитать всех гостей, которые пришли в дом, чтобы правильно накрыть стол, поставить нужное количество чашек и тарелок, она побежит по всем комнатам, загибая на ходу свои маленькие пальчики:
–Папа – раз! Мама – два!
–А дядя Сережа?
–А дядя Сережа курит на балконе. Я его не вижу!
Условно говоря, дети не видят дальше собственного носика и не понимают того, чего они не видят. Дети оперируют подсмотренными ими фрагментами ситуаций, похожими на эпизоды мультфильмов. Но им еще трудно понять, почему герои этих живых комиксов так себя ведут. Зато внешняя последовательность поступков людей, за которыми имеют возможность наблюдать дети, по‑обезьяньи ими запоминается и потом воспроизводится. Этот «рисуночный» уровень восприятия мира мало осознается, но крепко запоминается. К тому же ребенок видит их изо дня в день!
Какие бы морали мы потом ни читали детям, они будут вести себя так, как их научили в дошкольном возрасте. «Сам не знаю, почему…» Поэтому главная задача родителей – комментировать картинки, в которых дети видят мир. Иначе у них так и останется клиповое, бессодержательное мышление. И они не узнают, что происходит за кулисами театра под названием «Жизнь». Как найти общий язык с дошкольником? Правило общения с детьми‑дошкольниками состоит в том, что надо просто и ясно излагать свои мысли.
Памятка родителям
•Подбирайте простые и знакомые слова. Не забывайте демонстрировать то, о чем вы говорите.
•Используйте простые предложения – вместо сложноподчиненных, многословных. Говорите чисто, ясно, медленно, размеренно
•Избегайте намеков. Лучше прямо сказать «Мне грустно», чем ожидать, что ребенок сам догадается о вашем состоянии или состоянии персонажа сказки по поведению и выражению лица: «Посмотри, ротик у куклы улыбается. Ей весело!»
•Заменяйте абстрактные понятия конкретными. Например, вместо рассуждений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как в стихотворении Владимира Маяковского, лучше все‑таки показать конкретные примеры правильного поведения: «Берем один стульчик и ставим возле стола. Молодец! Берем второй стульчик и ставим его возле стола. Отлично! Сколько человек будет пить чай? Раз! Два! Сколько стульчиков? Раз! Два! Ура! Получилось! Всем хорошо!»
•Не забывайте поощрять детей за их старания. Учиться надевать платьице, завязывать шнурочки, скатываться с горки, плавать, делать что‑то из песка, заводить друзей, не бояться ветра, носить очки, помогать в саду, отправляться в аэропорт, банк, зоопарк, на почту, на пляж – все это значимо для дошкольников, потому что идет из мира их переживаний и образов. Важно сообщить им уверенность, что все неизвестное и загадочное, с чем они столкнутся в жизни, будет им по плечу.
•Внимание! Если не научить детей резвиться вместе, не пройти с ними этап ролевых игр, они так и «застрянут» на фазе «аутичных» занятий с самим собой.
•Старайтесь объяснять новое постепенно. Нельзя учить ребенка всему и сразу, размахивая руками и громко смеясь, что для вас‑то все легко и понятно, а ребенок не может все схватывать на лету.
•Юмор – это способ установить контакт с любым человеком, тем более с ребенком. Но у дошкольников – особый юмор. Что им кажется смешным, а чего они категорически не понимают? Помните, что дети предпочитают визуальный юмор. Ведь они мыслят картинками! Абстрактные понятия, смысловые метафоры, иносказания – не для них. Если ребенок и смеется, то, скорее всего, за компанию с вами – детей легко заразить смехом!
Дошкольников забавляют смешная походка, скорченное лицо, громкий смех или звуки. Все типы комедий, построенные на физических действиях, интересны детям. Например, дети будут в восторге от следующей сценки: персонажи сталкиваются друг с другом, веселясь падают, застревают, спотыкаются и пр.
Клоунада–самый любимый тип детской комедии. В ней используются глупость, абсурдность, трюки, обманы (например, один из героев заставляет что‑то сделать другого для достижения своей цели: Лисица заставляет Ворону спеть, чтобы та раскрыла рот и уронила сыр). Маленьким детям, конечно, больше нравятся обманщики и плуты, чем обманутые,– словом, те, кто в конце концов проведет всех. В разных культурах присутствуют свои персонажи‑хитрецы. В русских сказках это Лиса, Кот, Солдат, Колобок и Машенька.
•Детям нравится, когда случается что‑то необычное, неожиданное, например, перевертыш знакомой истории. Представьте, что Волк и Красная Шапочка встречаются в лесу, а потом вместе идут к Бабушке. Или, например, когда запускают ракету с Незнайкой, герой неожиданно отделяется от машины и летит дальше самостоятельно. Дошкольникам также нравятся нелепости во внешности: неожиданные костюмы, смешные шляпы и очки, забавные прически и башмаки, а также глупые или преувеличенные черты и элементы одежды (например, женщина, которая носит огромное сомбреро). И, конечно, малыши приходят в восторг, когда появляются предметы, люди и животные, издающие неожиданные звуки: банан, который «звучит» как труба, или утка, которая «гавкает».
•Внимание! Маленькие дети обожают шутить над родителями, особенно если им удается провести взрослых. Например, они могут прятаться и очень радоваться, когда их не заметили.
•Дошкольникам нравятся животные, которые делают что‑то смешное и удивительное.
Это могут быть животные с человеческими чертами. Например, ведущие себя подобно людям кошки, утки, рыбы и т.д.– в мультфильмах или спектаклях; говорящий попугай, собака, приносящая мяч,– в реальной жизни. А как нравятся детям животные, которые пытаются делать что‑то, что противоречит их размеру и способностям! Например, муравей, который тащит длинную соломинку, или слон, который возится с чем‑то маленьким и хрупким. Но будьте внимательны, чтобы не привить своему чаду жестокость к животным!
•Маленькие дети любят смотреть на младенцев по телевизору и в реальной жизни. Возможно, наблюдение за младшими придает им силы и уверенности. Когда они видят, как младенцев кормят, учат ходить или меняют пеленки, дети понимают, как много они уже умеют. У многих из них есть маленькие братики и сестрички, и они видят, как те растут и развиваются. Дошкольникам нравится, конечно, играть в мам и пап, заботиться о «ребенке» в ролевой игре.
•Дети не понимают сложной игры слов, но им нравятся смешно звучащие слова и фразы, длинные, глупо звучащие или придуманные слова: «Ачучапуча! Тах‑тара‑бах‑жах‑вах!» Им нравятся простые рифмы. Когда небольшое стихотворение содержит рифмующиеся слова, детям кажется это смешным. Изменение слов или фраз в тексте знакомых песен или стишков – отличная игра: так здорово при повторе менять знакомое слово на новое. Например, в стихотворении Агнии Барто слово «хозяйка» заменять на «козявка»: «Зайку бросила… козявка!». Дети любят играть с интонацией, использовать какую‑то особую дикцию, особенно, если слово или фраза уже и так звучат смешно.




Комментариев нет:

Отправить комментарий